Москва, ул. Верх. Красносельская, д. 16-Б, тел: (499) 264-93-35, факс: (499) 264-92-16
Программное обеспечение для разработки  документов  на  ремонт электрических  машин

Справочник

Двигатели (генераторы) трёхфазные. Ремонт
(обмотка статора из прямоугольного провода)
Напряжение до 660 В

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава I. Обмоточные данные, материалы, трудозатраты и стоимость изготовления обмоток и ремонта электрических машин

  1. Электродвигатели серии: 3АН; 3АНК
  2. Электродвигатели серии: 4А 280…355
  3. Электродвигатели серии: 4АМ 280…355
  4. Электродвигатели серии: 4АН; 4АНК 280…355
  5. Электродвигатели серии: 5АН 315…355
  6. Электродвигатели серии: АИ; АИР 315…355
  7. Электродвигатели серии: А; АК 10 габарита
  8. Электродвигатели серии: А; АК 11 габарита
  9. Электродвигатели серии: А2; АК2 10 габарита
  10. Электродвигатели серии: АЗ; АКЗ 315
  11. Электродвигатели серии: АО; АО2 10 и 11 габаритов
  12. Электродвигатели серии: АОЗ; АОКЗ 315…400
  13. Электродвигатели серии: БСДК; ВАД
  14. Электродвигатели серии: ВАО; ВАО2
  15. Электродвигатели серии: ВАСВ; ВАСО
  16. Электродвигатели серии: СД; СД2
  17. Электродвигатели серии: СДЗ; СДК
  18. Электродвигатели серии: ДС; ДСК
  19. Генераторы серии: ГС; ГСГ; ГСД; ГСС
  20. Электродвигатели серии: КО
  21. Электродвигатели серии: МА; МАД; МС; МСД
  22. Электродвигатели серии: МТВ; МТМ; МТН
  23. Генераторы серии: С; СГ; СГГ; СГЗ;
  24. Электродвигатели серии: СМ; СМО; СГ

Глава II Изготовление катушек обмотки статора

  1. Разработка чертежа катушки
  2. - 65

  3. Конструкция, расчёт и изготовление оснастки и приспособлений для изготовления катушек.

      2.1. Макет
      2.2. Шаблон установочный
      2.3. Шаблон для намотки катушек
      2.4. Приспособление для натяжения провода
      2.5. Приспособление для растяжки катушек
      2.6. Приспособление для формовки катушек
      2.7. Технология изготовления пробных катушек и формовочного приспособления по пробной катушке

  4. Технологический процесс изготовления катушек обмотки статора с полуоткрытым пазом

Глава III. Расчёт трудоёмкости и стоимости и ремонта электрических машин с обмоткой статора из прямоугольного провода

  1. Расчёт трудоёмкости изготовления обмотки
  2. Расчёт стоимости изготовления обмотки
  3. Расчёт трудоёмкости ремонта статора
  4. Расчёт стоимости ремонта статора

Глава IV. Оборудование для изготовления обмотки статора и ремонта двигателей

  1. Оборудование для изготовления обмотки статора
  2. Оборудование для ремонта электрических машин
  3. Оборудование для испытания электрических машин

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.
Допустимые отклонения размеров подшипников, посадочных мест валов и подшипниковых щитов.

Приложение 2.
Допустимые радиальные биения валов.

Приложение 3.
Ориентировочная масса обмотки статоров.

Приложение 4.
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток статоров и роторов эл. двигателей напряжением до 660 В.

Приложение 5.
Пооперационные испытания электрической прочности изоляции обмоток статоров.

Приложение 6.
Пооперационные испытания электрической прочности изоляции стержневых обмоток роторов.

Приложение 7.
Трудоёмкость изготовления обмоток статоров.

Приложение 8.
Стоимость изготовления обмоток статоров.

Приложение 9.
Трудоёмкость ремонта статоров.

Приложение 10.
Стоимость капитального ремонта статоров.

Приложение 11.
Паспорт на отремонтированный двигатель (образец).

Приложение 12.
Технологическая инструкция. Испытание активной стали сердечника статора.

Приложение 13.
Технологическая инструкция. Ремонт активной стали сердечника статора.

Приложение 14.
Технологическая инструкция. Пересчёт обмоточных данных электродвигателей с целью уменьшения применяемых обмоточных проводов по размерам.

Предисловие

Как известно, на любом электроремонтном предприятии, в том числе и выполняющем ремонт электрических машин, нет серийного производства с отработанной документацией и технологией, вместо этого: единичный ремонт, широкая номенклатура ремонтируемого оборудования и, как правило, отсутствие технической документации. По этим причинам выполняется большой объём работ предшествующий самому ремонту, т. к. для каждой электрической машины необходимо определить: количество материалов на ремонт, трудоёмкость и стоимость ремонта, но прежде всего необходимо подготовить техническую документацию на ремонт, служащую источником для получения всех остальных документов.

Особенно много времени занимает разработка технической документации для электрических машин с обмоткой статора из прямоугольного провода, т. к. кроме технологической, требуется и конструкторская документация на оснастку и приспособления для изготовления обмоток.

При отсутствии необходимых данных, как правило, проводится дефектировка электрической машины и далее по полученным данным разрабатываются все необходимые для ремонта документы. Но очень часто заказчику требуется только изготовить комплект обмоток, а их укладку намерен выполнить самостоятельно или при аварийной остановке двигателя. В этом случае ремонтное предприятие, не имеющее технической документации не в состоянии выполнить заказ.

Как видим, успешная работа ремонтного предприятия зависит от наличия технической документации на электрические машины и того, насколько оперативно и качественно проводятся работы, предшествующие самому ремонту.

Данный справочник содержит все необходимые сведения более чем на 1100 электрических машин, позволяющих изготовить обмотку статора при отсутствии самого статора и максимально сократить время для разработки технической документации, как на ремонт, так и на оснастку для изготовления обмоток. В главе II помещены все чертежи оснастки с деталировкой для изготовления катушек; даны расчётные формулы и пример расчёта размеров оснастки.

Автор, работая на электроремонтном предприятии, в течение многих лет занимался сбором и систематизацией обмоточных данных электрических машин. Справочник содержит материалы электромашиностроительных заводов, каталогов, периодических изданий и данных, полученных при разборке двигателей на электроремонтных заводах. C целью исключения ошибок, для всех двигателей был выполнен поверочный электромагнитный расчёт на компьютере по специальной программе. При расчёте проверялись: величина индукции в зазоре, зубцах и спинке сердечника статора; линейная нагрузка; плотность тока в обмотке; заполнение паза; средняя длина витка; масса провода и других материалов. Трудоёмкость и стоимость ремонта так же были рассчитаны с помощью компьютера.

Одной из самых тяжёлых проблем для ремонтного предприятия является приобретения провода на небольшие заказы Для изготовления катушек обмоток статоров электродвигателей с полуоткрытым пазом применяется более 120 проводов с различными размерами: от 2,8 мм. до 4,75 мм. по ширине и от 1,0 мм. до 2,8 мм. по толщине провода. Такая широкая номенклатура применяемых проводов часто ставит в тупик ремонтные предприятия: во-первых, требуемый провод можно получить с кабельного завода после предоплаты не менее чем через 3 недели, а заказчик как правило требует отремонтировать срочно; во-вторых, требуемое количество провода на изготовление одного комплекта катушек колеблется от 60 кг. до 150 кг., а минимальный заказ провода не менее 200 кг. и то с 25% надбавкой к цене, что ведет к увеличению себестоимости ремонта да и остатки провода оседают на складе, что выводит из оборота денежные средства.

Иногда ремонтники пытаются переизолировать вынутые катушки. Но катушки для двигателей с полуоткрытым пазом выполняются проводами ПСД, ПСДК, ПЭТВСДП, ПЭТВП без дополнительной витковой изоляции и переизолированный провод даже при снятой старой стекловолокнистой изоляции может не уместится в пазу, а при проводе ПЭТВП точно не уместится. Кроме того, при переизолировке увеличиваются трудоемкость и сроки ремонта, и может так получиться, что в итоге стоимость изготовления обмоток из переизолированного провода будет дороже изготовленных их нового провода, не говоря об их качестве.

По этим причинам электроремонтным предприятиям часто приходится отказываться от заказов если требуется изготовить только один комплект обмоток. Естественно напрашивается вопрос - "Где же выход?". И такой выход есть. Надо просто максимально сократить количество применяемых проводов по размерам. В результате анализа обмоточных данных были определены 6 размеров проводов, располагая которыми в 90% случаев можно изготовить обмотку после соответствующего перечёта с сохранением паспортных данных двигателя. В справочнике дана подробная инструкция пересчёта обмотки статора на эти 6 размеров проводов.

Ещё одна проблема у ремонтников - это определение стоимости ремонта в условиях постоянно меняющихся цен на провод и другие материалы, да и зарплата и накладные расходы на каждом предприятии различна и так же меняется. В справочнике достаточно подробно рассмотрена схема образования стоимости ремонта (без НДС) и помещён прейскурант на ремонт двигателей при определённых ценах на материалы и уровне заработной платы.

Для двигателей серии 4А дана таблица с расшифровкой трудоёмкости изготовления обмоток и ремонта по операциям, которой можно воспользоваться при переходе на сдельную оплату труда.

Глава I. Обмоточные данные, материалы, трудозатраты и стоимость изготовления обмоток и ремонта электрических машин

Технические данные двигателей сгруппированы по сериям и собраны в отдельные таблицы 1-1…1-24. В каждой таблице данные на двигатели расположены в алфавитном порядке по типу двигателя. В таблицах указано напряжение при соединении фаз в звезду.

В таблицах 1-1…1-24 для каждой электрической машины помещены обмоточные данные и размеры катушки статора, достаточные для разработки чертежей, как для самой катушки, так и комплекта оснастки для её изготовления. Методика расчёта недостающих размеров катушки статора и оснастки с использованием данных из таблиц 1-1…1-24 изложена в главе II.

В таблицах кроме обмоточных данных, для каждой электрической машины указаны трудоёмкость и стоимость, как изготовления обмотки, так и ремонта статора. Стоимость изготовления обмотки и ремонта в таблицах указаны без НДС и определены при стоимости провода 350 руб/кг и цене на другие материалы по состоянию на конец 2006 года, при средней заработной плате - 60 руб/час, накладных расходах - 300% и ставки накоплений - 15%. Таким образом стоимость ремонта и изготовления катушек указанные в таблицах рассчитаны по состоянию на конец 2006 года.

При изменении цен на провод или другие материалы стоимость ремонта легко пересчитать, так как для каждого двигателя указано их количество. При изменении часовой ставки рабочего также меняется цена ремонта и её легко пересчитать т. к. в таблицах указана трудоёмкость как на изготовление обмотки, так на ремонт двигателя. Подробная методика пересчёта стоимости ремонта при различных условиях изложена в главе III.

В таблицах главы I указано количество материалов для изготовления обмоток статоров с полуоткрытым пазом. Для двигателей с открытым пазом на статорные катушки ставится корпусная изоляция; обычно 2 слоя слюдинитовой ленты ЛСЭП 934СПл толщ. 0,11 мм. по всему контуру катушки. Зная геометрические размеры катушки и их количество, легко определить требуемое количество изоляции по формуле:

Рассчитаем для примера массу корпусной изоляции обмотки для двигателя 3АН 315SВ-4, 160 кВт., 380 В., 1500 об/мин. так если бы этот двигатель был с открытым пазом. Величины: bк; hк; Lср и Z берём из таблицы 1-1 (девятая строка) и подставив их формулу (1) получаем:

При расчёте стоимости изготовления обмотки статора с открытым пазом необходимо учитывать стоимость корпусной изоляции, масса которой рассчитана по формуле (1).

1. Обмоточные данные, материалы, трудоёмкость и цена ремонта двигателей серий: 3АН и 3АНК (в формате Excel)

107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, дом 16-Б
ЗАО «ЦКТБ ЦЭР»

факс: (499) 264-92-16
Тел. (499) 264 85 20

lepeshkin@cerem.ru

Rambler's Top100 Web-мастеринг © Почерк.Ru, 2008